Номера

2017

2016

2015

2014

2013

2012

2011

2010

2009

2008

2007

2006

Главная / №11 (17) Ноябрь 2007 / Профессия

Научная школа профессора В. И. Гнатюка

Решаемая проблема: оптимальное построение крупных инфраструктурных объектов (техноценозов) на основе методов рангового анализа.

Многолетние теоретические исследования коллектива школы направлены на разработку путей оптимального построения крупных инфраструктурных объектов (техноценозов) на основе применения фундаментальных начал термодинамики (закона сохранения энергии и принципа максимума энтропии). В процессе исследований впервые удалось достаточно подробно математически описать начала термодинамики в понятиях техноценологического подхода. В конечном итоге сформулирован закон оптимального построения техноценозов. Создана принципиально новая концепция оптимизации техноценозов, включающая процедуры номенклатурной и параметрической оптимизации. Использование концепции на практике позволяет осуществлять эффективную научно-техническую политику в рамках отраслей экономики, регионов и крупных предприятий, оптимизировать номенклатурные ряды и собственно параметры техники, минимизируя при этом затраты на техническое обеспечение (управление, подготовку кадров, хранение, эксплуатацию, восстановление и утилизацию).

Практическое воплощение закона оптимального построения техноценозов осуществляется по следующим направлениям

1. Ранговый анализ больших технических систем

1.1. Синтез оптимальных номенклатур технических изделий с целью оптимизации систем технического обеспечения (эксплуатации, хранения, ремонта, снабжения, подготовки кадров).

1.2. Создание системы интеллектуальной поддержки научно-технической политики в рамках отраслей, регионов и крупных предприятий на основе методологии параметрического нормирования.

2. Энергосбережение на системном уровне

2.1. Разработка и поддержка баз данных по ресурсопотреблению с реализацией специальных процедур верификации, устраняющих возможные дефекты сбора и интерпретации данных.

2.2. Выявление объектов, аномально потребляющих энергетические ресурсы на основе методологии интервального оценивания ранговых параметрических распределений и тонких процедур дифлекс-анализа.

2.3. Прогнозирование энергопотребления объектов на инерционном этапе развития с использованием методологии GZ-анализа, существенно повышающего точность и достоверность.

2.4. Нормирование энергопотребления объектов с разработкой устойчивых индивидуальных динамических норм, основанных на тонких процедурах ASR-анализа.

2.5. Динамическое моделирование энергопотребления региональных энергетических комплексов на среднесрочную перспективу (5-7 лет).

3. Инновационные образовательные программы

3.1. Разработка и адаптация учебно-методического комплекса по дисциплине Оптимальное управление крупным инфраструктурным объектом (организацией, предприятием, фирмой) методами рангового анализа.

3.2. Разработка учебного пособия и учебно-научного тренажера, а также компонентов системы методической поддержки дистанционного обучения по указанной выше дисциплине.

3.3. Разработка и адаптация раздела дисциплины Концепции современного естествознания, который дополняет ее содержание, определяемое государственным стандартом, и позволяет обучающимся увидеть место техники и технической реальности в онтологическом ряду «неживая — биологическая — техническая — гипертехническая».

В общей сложности в рамках научной школы с 1995 года

  • защищены одна докторская диссертация и три кандидатских (в настоящее время в рамках научной школы под руководством профессора В. И. Гнатюка разрабатывают диссертации 9 соискателей);
  • опубликованы 5 монографий, учебник, 3 учебных пособия федерального уровня, 10 научных брошюр и свыше 140 статей (в т.ч. 15 — в журналах по списку ВАК);
  • подготовлено 16 отчетов по НИР (6 — по заказным работам);
  • получено 18 авторских свидетельств и патентов на изобретения;
  • проведены две международные научные конференции («Трансцендентность и трансцендентальность техноценозов и практика Н-моделиро-вания», КПИ ФПС РФ, 2000 г. ; «Энергосбережение. Энергооборудование. Энергопотребление», КГТУ, 2006 г.);
  • разработан и внедрен Информационно-аналитический комплекс «Модель оптимального управления электропотреблением техноценоза»;
  • осуществлено 7 крупных реализаций;
  • создан и постоянно поддерживается интернетсайт Гнатюк  В. И. Техника, техносфера, энергосбережение. — Калининград: Сервер Baltnet, 2000;
  • успешно функционирует постоянно действующий научный семинар «Закон оптимального построения техноценозов: философское осмысление, математическое описание, практическое приложение»;
  • осуществлено научное руководство 9 студентами (медаль Минобр-науки, авторство в 4 плановых НИР, 5 научных работ на межвузовских конкурсах, 6 статей, 1 патент, 3 заявки на изобретения);
  • разработан и реализован в образовательном процессе ТюмГУ и КПИ эксклюзивный учебно-научный проект «VIP-образование»;
  • разработан и реализован в образовательном процессе КПИ УМК для подготовки адъюнктов по специальной дисциплине.

Результаты реализованы (успешно реализуются) в: Пограничных органах России; Министерствах обороны и внутренних дел России; Правительстве Калининградской области; ОАО «Янтарьэнерго»; ОАО «Сургутнефтегаз»; ООО «Уренгойгазпром»; ОАО «Ижмаш-Авто»; ОАО ХК «Якутуголь»; Технопарке Тюменского государственного университета; ОАО «ФСК -ЕЭС» (ПС «Красноярская — 500»).

Биографическая справка

Виктор Иванович Гнатюк, доктор технических наук, профессор, академик РАЕН, профессор кафедры электрооборудования судов и электроэнергетики Калининградского государственного технического университета и кафедры информатики и информационных технологий Калининградского пограничного института. Руководитель научной школы, автор более чем 250 научных трудов, в том числе: 5 монографий, учебника, 40 брошюр, 18 изобретений, 30 отчетов по НИР. Один из ведущих в России специалистов в области техноценологических методов анализа и синтеза крупных инфраструктурных объектов (техноценозов). В настоящее время внедряет методику оптимального управления электропотреблением на ряде отечественных предприятий и за рубежом.

Научный руководитель.