Номера

2017

2016

2015

2014

2013

2012

2011

2010

2009

2008

2007

2006

Главная / №3 (51) Май-Июнь 2013 / Аналитика

Уличное освещение: территория проблем

Последние три года мы постоянно слышим о теме энергосбережения. И в основе его — экономия ресурсов. Действительно, это реальная возможность оптимизации бюджетов за счет сокращения издержек, а также модернизации различных систем и инфраструктуры. Но есть еще и другие аспекты, связанные с темой энергосбережения, в частности, с модернизацией уличного освещения. Когда идешь по плохо освещенной улице, думаешь не о качестве асфальта, а о фонаре, который должен был бы осветить эту самую улицу и дорогу.

Мировой опыт показывает, что совместить умное и правильное вполне реально: и свет будет, и экономия возможна. Современные зарубежные технологии это позволяют, да и не следует забывать богатый опыт и успешные разработки российских производителей. Используя различные технологии, существует реальная возможность достичь таких целей, как сокращение издержек на энергетические ресурсы, модернизация инфраструктуры и оборудования за счет высвобождения средств, повышение квалификации сотрудников жилищно-коммунального и энергетического комплексов и т.д.

Не стоит забывать о требованиях законодательства. Вот уже четвертый год основными требованиями 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Государственной Программы по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в РФ до 2020 г. являются:

  • проведение обязательных энергетических обследований, в т.ч., для всех бюджетных учреждений;
  • установка приборов учета электрической, тепловой энергии и счетчиков воды;
  • снижение расходов на приобретение энергоресурсов на 15% до 2015 года с последующим снижением ежегодно на 3% в год и т.д.

Так за счет чего же конкретно мы сможем достичь необходимых результатов?

Весь комплекс ТЭК и ЖКХ по внедрению в него мероприятий по повышению энергоэффективности можно разделить на 4 основных направления:

  • электроснабжение;
  • теплоснабжение;
  • водоснабжение;
  • газоснабжение.

Более детально можно выделить следующие основные решения в части энергосбережения для объектов бюджетной собственности, одного из самых сложных в этом направлении сектора:

  • Организационные мероприятия:
    • обучение ответственных за энергосбережение сотрудников;
    • информационное обеспечение;
    • энергетические обследования;
    • разработка программ энергосбережения и т.д.
  • Технические мероприятия:
    • реконструкция систем внутреннего и уличного освещения (замена неэффективных источников света, автоматизация);
    • установка индивидуальных тепловых пунктов с системой автоматического погодного регулирования подачи тепла, введение «дежурного» режима;
    • реконструкция систем водоснабжения;
    • реконструкция систем внутренней вентиляции;
    • утепление ограждающих конструкций и т.д.
  • Инновационные мероприятия:
    • использование альтернативных источников энергии в зависимости от особенностей региона: солнечные батареи, геотермальное отопление и т.д.

А что же происходит с одним из направлений энергосбережения — модернизацией уличного освещения? Данная тема является одной из наиболее проблемных на территории России. Дело в том, что уличное освещение напрямую затрагивает несколько ведомств: энергетика и ЖКХ, дорожное хозяйство, правоохранительные органы, здравоохранение и т.д. Отсутствие либо некачественное внешнее освещение напрямую влияет на социальную стабильность каждого муниципального образования и сельского поселения.

В 2012 году на территории Российской Федерации находился 1821 муниципальный район, 508 городских округов и 153 125 сельских населенных пунктов. В большинстве из них ситуация с уличным освещением требует улучшений.

Современные светодиодные светильники способны решить выше озвученные проблемы. В процессе многочисленных исследований европейскими учеными было выявлено, что уличные светодиодные лампы помогают сохранить здоровье человека.

Они излучают чистый и ровный цвет, мерцание практически полностью отсутствует, поэтому человеческий глаз не испытывает дискомфорт, а между тем, мерцания приводят к раздражительности и усталости глаз, что влечет за собой ухудшение зрения. Также светодиодные светильники не распространяют ультрафиолетовые лучи, которые вредны для человека. В то же время галогенные лампы, напротив, характеризуются наличием ультрафиолетовых излучений, которые, несмотря на наличие фильтров, все же вредят человеческим глазам.

Можно обозначить следующие преимущества модернизированных систем:

  • выше показатели КПД по сравнению со светильниками с обычными разрядными лампами и лампами накаливания;
  • самые высокие эксплуатационные характеристики (самая низкая совокупная стоимость эксплуатации);
  • период эксплуатации пятикратно превышает нормативы для люминесцентных ламп и пятидесятикратно — для ламп накаливания;
  • стробоскопический эффект минимален, а значит исключено негативное влияние на человека;
  • при утилизации не выделяются тяжелые металлы;
  • отсутствуют электромагнитные помехи в электрической сети;
  • тепловое излучение существенно ниже в сравнении с традиционными источниками света.

С точки зрения технико-экономических характеристик светодиодные светильники так же опережают ртутные и натриевые лампы:

ПараметрДуговая ртутная лампа (ДРЛ)Дуговая натриевая трубчатая лампа (ДНаТ)Светодиодный источник света (LED)
Светодиодный источник света 220 — лампа, 3000 — светильник 500 — лампа, 3000 — светильник 11 000 (за весь светильник)
Эффективность, лм/Вт 75-80 100-110 95–140
Частота замены 1 раз в 2 года 1 раз в 3 года более 7 лет
Срок службы, часы в среднем 7000 в среднем 9000 более 50 000
Мерцание, % 10-15 10–15 менее 3%
Содержание ртути есть в большинстве — есть нет
Выход на рабочий режим 5–7 минут 5–7 минут менее 1 секунды
Чувствительность к перепадам напряжения чувствительна чувствительна нечувствительна
Чувствительность к перепадам температуры устойчив для эффективной работы необходима температура окружающей среды в диапазоне от –20°С до +30°С устойчив
Устойчивость к вибрации не устойчив не устойчив устойчив
Стабильность работы при низкой температуре средняя низкая высокая
Эффект старения –20% св. потока за первые 400 часов работы; –50% — к концу жизни обеспечивает менее 50% номинального светового потока к концу жизни сохраняет свои параметры на первоначальном уровне в течение всего своего срока службы
Цветовое восприятие выше ДНаТ, но ниже LED преобладание красного спектра от ламп ДНаТ ухудшает общую картину видимости освещаемых объектов отличная контрастность и цветопередачая
 

Значительная экономия средств на оплату топливно-энергетических ресурсов также достигается за счет внедрения автоматизированной системы управления наружным освещением (АСУНО).

Данная система позволяет наиболее эффективно выбирать режимы работы уличного и внутреннего освещения в зависимости от конкретных условий и задач на объекте.

В целом АСУНО позволяет решить следующие вопросы:

  • полная автоматизация процесса управления освещением, постоянный контроль;
  • отказ от необходимости выезжать на проверку включения или отключения освещения;
  • экономия электроэнергии за счет чередования вечернего, ночного и утреннего режимов управления в автоматическом режиме и по командам диспетчера с единого диспетчерского пункта;
  • оперативное оповещение диспетчера системой о необходимости приступить к ликвидации аварийной ситуации в случае невыполнения функции «отключение освещения»;
  • информацию о показаниях счетчиков диспетчер автоматически получает на дисплей монитора в удобном виде в любой точке;
  • информация о фактах несанкционированного подключения и хищения электроэнергии поступает моментально;
  • автоматическая диагностика работоспособности сети, без участия человека;
  • интеграция с другими автоматизированными системами;
  • экономия средств, так как система практически не требует обслуживания, а надежность компонентов позволяет сохранять работоспособность долгие годы.

В состав работ обычно входят следующие меоприятия:

  • Демонтаж текущих (не эффективных) светильников.
  • Монтаж светодиодных (энергоэффективных) светильников.
  • Установка системы АСУНО (автоматизированная система управления наружным освещением):
    • установка шкафов управления освещением со счетчиками электроэнергии;
    • установка программного обеспечения — организация автоматизированного рабочего места диспетчера.

Опираясь на практический опыт ООО «Центр энергоэффективности ИНТЕР РАО ЕЭС» могу привести примеры реализованных проектов по модернизации систем наружного освещения: в городах Никель (Мурманская область) и Кутаиси (Грузия).

Так, по проекту модернизации системы уличного освещения г Никеля были реализованы следующие мероприятия:

  • замена светильников наружного освещения РКУ на светодиодные светильники;
  • установка системы АСУНО для контроля и мониторинга потребления электроэнергии системой освещения на всех улицах.

По итогам модернизации было достигнуто снижение потребления электроэнергии более чем на 250 тыс. кВтч в год.

В рамках проекта модернизации уличного освещения г. Кутаиси были реализованы следующие мероприятия:

  • установка светодиодных светильников наружного освещения на улице Давида Строителя;
  • установка системы АСУЭ для контроля и мониторинга потребления электроэнергии.

Экономический эффект от снижения потребляемой установленной мощности системы освещения: по пилотному проекту — 6,0 кВт; при переводе всего уличного освещения Кутаиси на светодиодное — около 650,5 кВт.

Печально, но приходится констатировать, что в настоящее время в России отсутствует централизованный подход к масштабной модернизации систем освещения. И основной преградой здесь является скудность, либо полное отсутствие бюджетного финансирования по данному направлению. Однако начиная с 2011-го года ситуация начала меняться в лучшую сторону. Во-первых, с конца 2011-го года стартовала федеральная поддержка региональных программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в рамках которой ежегодно выделяется в виде субсидий порядка 5,5 млрд руб., часть этих средств направляется региональными властями на модернизацию систем освещения. Во-вторых, в региональные программы энергосбережения также стали включаться мероприятия, направленные на улучшение ситуации в системах уличного освещения, и выделяться региональные и муниципальные бюджетные средства. В-третьих, уличное освещение — именно то направление, в котором реально достичь качественных и видимых результатов в области энергосбережения. Например, при замене 1000 ламп ДРЛ — 250 (среднестатистический город населением 20–30 тыс. человек) на энергоэффективные светодиодные светильники мощностью 95 Вт, с установкой системы АСУНО, при среднем числе горения 10 часов в день и среднестатистическим тарифом 3 руб. за кВт, муниципалитет получает ежегодную экономию 748,25 кВт, что составит в текущих ценах 2 244 750 руб.

2020 год — это срок, к которому нужно достичь 40% снижения затрат на энергоресурсы. Но для этого необходимо оперативно, используя современные технологии, приступить к масштабной модернизации систем уличного освещения. Не следует забывать, что большая часть оборудования изношена, и промедление или бездействие может привести к плачевным последствиям. Инструменты для решения данных задач есть: необходимо волевое решение органов местного самоуправления, органов региональной исполнительной власти и профессиональные исполнители.

Роман КОМИССАРОВ, Иван ПЕТРОВ
ООО «Центр энергоэффективности
ИНТЕР РАО ЕЭС»