Номера

2016

2015

2014

2013

2012

2011

2010

2009

2008

2007

2006

О журнале

Сотрудничество

Рекламодателю

Подписка

Главная / №5 Ноябрь 2006 / НОУ-ХАУ

Воздушный эскалатор перевезет на землю энергию неба

Сделать электростанцию, действие которой основано на принципе полета самолета и работы эскалатора — кажется идеей, достойной не столько фантастического фильма, сколько наивного мультика. Но шутки тут, оказывается, ни при чем, ведь за разработку взялся не кто-нибудь, а видный человек — физик и космонавт в одном лице.

Laddermill — буквально «лестничная мельница» — очередное экологически чистое средство получения энергии буквально из воздуха. Устройство состоит из набора конструкций, наподобие то ли воздушных змеев, то ли авиационных крыльев, прикрепленных к тросу, закольцованному в огромную петлю.

Когда дует ветер, он действует на них точно так же, как и на крыло самолета: благодаря форме крыла давление на нижнюю часть оказывается больше, чем на верхнюю, и за счет этой разности возникает подъемная сила. В общем, все как в авиации.

В зависимости от угла наклона крыла, на него может действовать различная подъемная сила. Чем «горизонтальнее» оно расположено, тем меньше различие между силами, действующими сверху и снизу, а значит, оно будет слабее подвергаться воздействию ветра. И наоборот.

Крылья укреплены таким образом, что они по-разному ориентируются в пространстве в зависимости от их положения на тросе: те, которые находятся на восходящей части петли, установлены с большим углом атаки, чем те, что на нисходящей (там они почти горизонтальны, и даже немного наклонены вниз).

В результате этого получается, что подъемная сила, действующая на поднимающиеся крылья превосходит силу, действующую на опускающиеся. Из-за этой разницы и происходит движение.

Все, что остается — это пропустить закольцованный трос через колесо, установленное на земле. Ну и, разумеется, нужно как-нибудь применить вращение последнего, например, укрепив его на оси генератора. Для чего, собственно, все и затевалось.

Идея Laddermill появилась еще в 1995 году, но генераторных станций на ее основе до сих пор не появилось. Зато смотреться установка могла бы очень красиво. Есть, кстати, возможность поглядеть на компьютерную модель (выполнимый файл, в котором можете поиграть с разными параметрами — от угла обзора до скорости ветра и узнать, к чему это приведет; 452 килобайта).Если же боитесь запускать неизвестный софт, то просто посмотрите видеоролики, показывающие, как происходит движение — 1 и 2 (792 и 1972 килобайта соответственно).

Создатели Laddermil — группа нидерландских профессоров из Дельфтского технического университета (Technische Universiteit Delft) во главе с Вуббо Йоханнесом Окельсом (Wubbo J. Ockels).

Окельсу удалось проявить свою активность в разных сферах научной жизни — как теоретических, так и практических: от исследований в области ядерной физики до профессорской работы. А в 1985 году он даже побывал космонавтом (кстати, первым в истории Голландии) в миссии SТS-61A, в которой участвовал в качестве специалиста по полезной нагрузке.

Что же касается более «земных» достижений, то среди них он прославился как один из разработчиков солнечного автомобиля Nuna и рейсового суперавтобуса.

По сравнению с этими проектами Laddermill смотрится немного аляповато. Особенно из-за других вариантов, использующих для создания подъемной силы не крылья, а маленькие парашюты или небольшие планеры. Да и дизайн данного проекта намного проще, чем, например, у аналогичных устройств типа Flying Electric Generators или MARS. В самом деле, все серьезно — разработчики слишком авторитетны, чтобы заниматься такими инженерными развлечениями.

Если верить Окельсу и его коллегам, то с помощью Ladermill можно получать немало электроэнергии. К примеру, они утверждают, что небольшой парк из таких установок может генерировать электроэнергию мощностью порядка 100 мегаватт.

Одна из самых больших проблем с такой электростанцией в том, что она кажется неустойчивой. Даже если элементы Ladermill будут очень легкими, она, в принципе, может попросту упасть при отсутствии ветра.

Время падения можно оттянуть (чтобы дождаться ветра), если сделать Laddermill достаточно высокой. Оккелс учел тот факт, что самолеты пролетают на высоте не менее 10 километров, а значит, установки могут без проблем подниматься до этого предела. Чем, наверное, будут очень оживлять загородный пейзаж (в целях безопасности их планируют располагать за 10-15 километров от населенных территорий).

В случае сильного ослабления ветра скорость потери высоты, по оценкам Оккелса и его коллег, составит порядка 15-20 километров в час — за это время персонал успеет что-нибудь придумать. Например, ориентировать все крылья горизонтально (они должны быть радиоуправляемыми), что еще больше замедлит темп падения.

Испытания пока проводились только на компьютерных моделях. Но есть смысл попробовать протестировать Laddermill и «живьем». Возможно, это смогут сделать в 2008 году. А что, штука надежная, экологичная, безопасная — ни людям, ни самолетам не угрожает.

Но, как мы знаем, даже «зеленая» энергетика оказывается источником всяких проблем: ветровая — для птиц, волновая — для серфингистов.

Впрочем, с Laddermill все должно быть в порядке, и может быть, эту технологию когда-нибудь возьмутся опробовать. Только надо будет предупредить дельтапланеристов — на всякий случай.

«Мембрана».