Номера

2017

2016

2015

2014

2013

2012

2011

2010

2009

2008

2007

2006

О журнале

Сотрудничество

Рекламодателю

Подписка

Главная / №5-6 (71-72) Сентябрь-Декабрь 2016 / Круглый стол

Как победить фальсификат?

В апреле 2016 года «Объединение производителей, поставщиков и потребителей алюминия», ассоциации «Электрокабель» и «Честная позиция», представители кабельных заводов и компании-дистрибьюторы подписали Заявление об этике работы на электротехническом рынке России, согласно которому с 1 июля текущего года его подписанты отказались от производства и поставок кабельно-проводниковой продукции (КПП), не соответствующей заявленным характеристикам. Появление документа говорит о том, что проблема фальсификата приобрела угрожающие для отрасли масштабы. В тоже время, этот шаг далеко не первая попытка противостоять тем, кто играет не по правилам. О перспективах борьбы с небезопасной КПП мы поговорили со специалистами, знающими ситуацию изнутри.

За круглым столом:

Виталий КАБАКОВ, заместитель коммерческого директора ООО Холдинг Кабельный Альянс

 

Виталий КАБАКОВ,
заместитель коммерческого директора ООО «Холдинг Кабельный Альянс»

  

Владимир ШИРОМЫГИН, коммерческий директор ООО Кабельный завод Алюр

 

Владимир ШИРОМЫГИН,
коммерческий директор ООО «Кабельный завод «Алюр»                            

   

Сергей ГВОЗДЕВ-КАРЕЛИН, исполнительный директор Ассоциации Честная Позиция

 

Сергей ГВОЗДЕВ-КАРЕЛИН,
исполнительный директор Ассоциации «Честная Позиция»

— Появление апрельского документа называют не иначе, как знаковым. В чем его отличие от предыдущих совместных проектов участников рынка по борьбе с фальсификатом?

Виталий КАБАКОВ, «Холдинг Кабельный Альянс»:

— Главное отличие в том, что данный проект был инициирован самими участниками рынка кабельно-проводниковой продукции (КПП). Крупные производители официально взяли на себя ответственность за выпуск качественных изделий, мелкие стали постепенно подтягиваться к ним. Основные дистрибуторы начали мониторить рынок — они сами отбирают образцы кабельной продукции и отдают их на исследование в профильные организации, в том числе аккредитованные научные институты. Последние дают заключение о том, является ли тот или иной образец кабеля контрафактом или фальсификатом. Если да, то его производителя вызывают на заседание координационного совета проекта «Кабель без опасности» и предупреждают об ответственности. Если разговор не поможет, и производитель вновь будет уличен в недобросовестности, то сведения о нарушении будут переданы в государственные контрольно-надзорные органы и в СМИ. Такие прецеденты уже есть.

Хочу подчеркнуть, что многие дистрибуторы ради оздоровления рынка пожертвовали своими коммерческими интересами, прекратив продавать некачественную и опасную для потребителя кабельную продукцию. Активная работа началась в июле 2016 года. Сейчас к проекту присоединяются все новые и новые компании.

Владимир ШИРОМЫГИН, «Алюр»:

— Основное отличие нового документа — впервые инициатива исходила от лица крупных дистрибуторов. Во всем цивилизованном мире именно компании-дистрибуторы являются связующим звеном между производителем и конечным потребителем и способны активно доносить всю информацию обеим сторонам. Именно у них концентрируются все требования и желания конечных потребителей. Заводы зачастую находились «зажатыми» между стоимостью исходных материалов и стоимостью готовой продукции, которая сложилась на рынке, в т.ч. благодаря развитым сбытовыми структурами дистрибуторам. В итоге образовалась катастрофическая ситуация с качеством продукции, а цена формировалась, не исходя из требований действующих нормативных документов, а из навязываемой формулировки — «потребности» рынка в дешевых изделиях. Хотя, зачастую, если углубляться во все составляющие цену продукта — в 90% случаях, стоимость завышена и не отражает предлагаемый уровень качества. Подобная ситуация, к сожалению, происходит не только в кабельном сегменте, но и практически во всех отраслях.

Сергей ГВОЗДЕВ-КАРЕЛИН, «Честная Позиция»:

— Основными отличиями нашего общего нынешнего проекта от предыдущих является участие в нем не только производителей кабельно-проводниковой продукции, но и дистрибуторов, а также конечных потребителей. На наш взгляд, только совместные действия всех участников рынка смогут привести к исключению из оборота несоответствующей техническим регламентам и заявленным характеристикам продукции. Существенную роль в наведении порядка отводим, конечно, и контрольнонадзорным органам. Вот так «всем миром» мы взялись и ведем этот проект.

— Можно ли сегодня говорить о реальных результатах, которые достигнуты благодаря Заявлению об этике?

Виталий КАБАКОВ, «Холдинг Кабельный Альянс»:

— Безусловно, можно. Часть организаций, ранее выпускающая фальсификат, начала соблюдать технические нормы и требования. Некоторые кустарные организации вынуждены были прекратить свою деятельность, так как крупные дистрибуторы отказались закупать их продукцию. Соответственно, объемы реализации

перераспределились в пользу добросовестных изготовителей. В то же время часть рынка фальсификата ушла в тень. С таким явлением, очевидно, будет бороться сложнее.

Владимир ШИРОМЫГИН, «Алюр»:

— На сегодня мы ощутили очень большой интерес к продукции нашего завода, который всегда позиционировался, как производитель с оптимальным соотношением «цена-качество». Такое же положение дел ощутили и другие производители качественной продукции. Все производственные мощности загружены максимально. Конечные потребители стали чаще обращаться на завод за разъяснениями отдельных характеристик и методик испытаний. Вся цепочка от поставщиков материалов до конечного пользователя заработала совсем с другим подходом к параметрам качества. Считаю это самым главным достижением той работы, которая происходила и происходит, и скрывается за скромным названием совместной инициативы — «Кабель Без Опасности». Перелом рынка произошел и это нельзя недооценивать.

Сергей ГВОЗДЕВ-КАРЕЛИН, «Честная Позиция»:

— Безусловно, да. Хотя активная фаза данного проекта началась с июля этого года, мы отмечаем кардинальное преобразование рынка, его разворот в сторону значительного улучшения качества изготавливаемой продукции. Мы отмечаем, что практически все предприятия полностью прекратили выпуск несоответствующей техническим регламентам и заявленным характеристикам продукции. Мы разработали и задействуем механизмы взаимной ответственности участников рынка за выпуск и оборот некачественной продукции, что позволит нам не останавливаться на уже достигнутых результатах.

— «Возврат некачественной продукции производителю, уплата штрафов, отказ в предоставлении скидок на прочую продукцию и т.п.» — прописано в Заявлении. Не считаете ли вы такие меры слишком мягкими и недостаточными?

Виталий КАБАКОВ, «Холдинг Кабельный Альянс»:

— Для тех, кто хочет работать на рынке, они существенны. Но самым действенным наказанием для недобросовестных производителей я считаю огласку. Если информация попадет в СМИ, то на их репутации можно будет ставить крест. Кроме того, участники проекта предлагают ряд инициатив по ужесточению ответственности за изготовление и реализацию контрафактной продукции на законодательном уровне, вплоть до уголовного преследования.

Владимир ШИРОМЫГИН, «Алюр»:

— «Мягкие» формулировки ответственности как производителя, так и дистрибутора, на самом деле, ощутимы и действенны в случае их практического применения. При очень высокой стоимости конечной продукции, все задекларированные методы ощутимо ударят по бизнесу, не говоря об имиджевой составляющей. Потребуется много усилий, чтобы «отбелить» себя в глазах кабельной общественности. Информированность, ситуационный контроль на рынке, работа с партнерами, которые по тем или иным причинам пока не присоединились к совместной инициативе — это тоже мера воздействия на ситуацию и уверен, что со временем принесет свои плоды. Стоит заметить, что формально совместная инициатива стала действовать с июля т.г., но общественный резонанс за столь короткий период превысил все ожидания. Хотелось бы, чтобы и отраслевые издания более активно использовали свой информационный ресурс по доведению до потребителя итогов деятельности совместной инициативы «Кабель Без Опасности».

Сергей ГВОЗДЕВ-КАРЕЛИН, «Честная Позиция»:

— Считаю такие меры наиболее эффективными. Т.е., когда сами участники рынка воздействуют на нарушителей. И, конечно, чем больше действенных мер можно предпринять по отношению к недобросовестным участникам рынка, тем лучше. Но, с другой стороны, наказание не может идти вразрез с существующим законодательством. Мы должны находиться и находимся исключительно в рамках нынешнего правового поля. С другой стороны, в тексте заявления трудно прописать все меры, которые возможны. Главное, разработан механизм реализации проекта, в соответствии с которым мы действуем. Смею вас заверить, он постоянно совершенствуется.

— Неизбежным индикатором фальсификата является более привлекательная цена. Можно ли задействовать механизмы (щадящее налогообложение, скидки на сырье и т.д.), применение которых позволит нивелировать разницу между фальсификатом и качественной КПП?

Виталий КАБАКОВ, «Холдинг Кабельный Альянс»:

— К сожалению, это так. Кабельная продукция, в которой сознательно уменьшено количество меди или использованы низкокачественные изоляционные материалы, всегда будет дешевле выпущенной по стандартам. Хотя ее рыночная стоимость может незначительно отличаться от цены качественного изделия — на 5-10%. Но потребителю этого достаточно.

В то же время некоторые недобросовестные производители держат цену на уровне цены качественной продукции, имея еще больший доход.

Рынок КПП в постоянном режиме не субсидируется. В любом случае можно субсидировать только накладные расходы, которые в структуре стоимости КПП занимают незначительное место. Определяющей является цена меди и других материалов — ее для всех производителей кабеля диктует рынок.

Владимир ШИРОМЫГИН, «Алюр»:

— Привлекательная цена на кабельные изделия не всегда формируется только за счет применения заниженных геометрических параметров, но и за счет применения материалов несоответствующих марок. Предоставление скидок и /или других механизмов для снижения цен со стороны поставщиков материалов, только для производителей качественной продукции, считаю маловероятными для практической реализации и контроля. А вот повышенные меры воздействия на поставщиков материалов, которые можно применить при выявлении несоответствий со стороны заводов производителей кабеля, позволит дисциплинировать всю цепочку. И это, думаю, следующий шаг в реализации совместного заявления. Никому не будет экономически выгодно производить продукцию с несоответствующими характеристиками. В то же время, нивелирование цены на готовую качественную продукцию, используя предлагаемые механизмы, незамедлительно найдет отражение в снижение стоимости фальсификата, и мы получим тоже, что и было до появления Заявления по этике. Необходима долгая, кропотливая работа всех заинтересованных лиц (заводы, дистрибуторы, надзирающие органы и т.д.) по доведению честной информации до потребителей и последствий применения контрафактной продукции.

Сергей ГВОЗДЕВ-КАРЕЛИН, «Честная Позиция»:

— Было бы хорошо иметь такие механизмы, но это что-то из области фантастики. Самый действенный метод воздействия на производителя некачественного кабеля — это, когда один дистрибьютор при проверке качества полученной продукции обнаружил несоответствие ТР ТС и об этом проинформировал всех участников рынка. Все дистрибьюторы данного производителя начинают тщательно проверять его продукцию. Получили протокол испытаний одной бухты кабеля, подтверждающий несоответствие, и вернули всю партию, затем выставили штраф. Полученные документы передали в Росстан-дарт. Нарушитель будет завален возвратами и штрафами. Росстандарт также не сможет бездействовать при получении большого количества заявлений.

— Каким, на ваш взгляд, должен быть полный комплекс мер в борьбе с фальсификатом?

Виталий КАБАКОВ, «Холдинг Кабельный Альянс»:

— Труднее всего изменить сознание потребителя. Спрос рождает предложение. Как я уже сказал, для него главным аргументом при покупке КПП является ее цена. Но она же зачастую (но не всегда) основной индикатор качества изделия. Кроме того, важно обратить внимание на производителя, хотя бы не полениться и посмотреть информацию о нем в Интернете. У всех уважающих себя компаний есть свои сайты или страницы. Есть электронные каталоги производителей КПП на сайтах «Рускабель», Ассоциации «Электрокабель». На оболочке также должны быть указаны год выпуска изделия, его серийный номер, марка. У продавца необходимо попросить сертификат соответствия, выданный аккредитованным органом по сертификации. Это минимум того, что может и должен сделать потребитель, чтобы обезопасить себя и своих близких.

Владимир ШИРОМЫГИН, «Алюр»:

— Начальная стадия борьбы с фальсификатом, задекларированная в совместном заявлении и принятые меры воздействия считаю вполне объемлющими и достаточными. Ихпрактическое применение, какяужеозвучивал, принесет (и приносит) значительные имиджевые потери для не соблюдающей все требования стороны.

Самое труднореализуемое — перебороть соблазн увеличения маржи, не за счет качественного и стабильного технологического процесса, а за счет экономии на используемых материалах и их объеме в готовом изделии.

Сергей ГВОЗДЕВ-КАРЕЛИН, «Честная Позиция»:

— На мой взгляд, тут путь только один — повышение ответственности всех участников рынка за выпуск, продажу и применение продукции с несоответствующими техническими характеристиками и задействование всех механизмов такой ответственности. Наше совместное заявление имеет понятийный характер и направлено, в основном, на социальный аспект такой ответственности. К сожалению, существующие сейчас государственные механизмы пока не позволяют полностью искоренить недобросовестные действия участников рынка. Надо совершенствовать законодательство. А пока приходится прилагать много усилий, чтобы контрольно-надзорные органы заработали и начали наказывать нарушителей.

Редакция журнала «ЭР»