Номера

2017

2016

2015

2014

2013

2012

2011

2010

2009

2008

2007

2006

Главная / №3 (21) Май-Июнь 2008 / Аналитика

Методика прогнозирования российского электротехнического рынка

Методика прогнозирования российского электротехнического рынка

В последние годы на фоне экономического подъема России российский электротехнический рынок показывает положительную динамику развития. В то же время темпы прироста рынка год от года значительно изменяются. Поэтому успех компании в долгосрочной перспективе, работающей на динамично развивающемся рынке, во многом определяется точным прогнозированием развития рынка. Понятно, что в различных компаниях данная задача прогнозирования решается по-разному. Одни компании уделяют этому вопросу более детальное внимание, другие имеют только поверхностное представление, основываясь на текущих тенденциях развития электротехнического рынка. Сложность оценки перспективы развития российского электротехнического рынка определяется его зависимостью от множества факторов, например, от экономических, политических, внешних и внутренних факторов. Поэтому только та компания может получить конкурентные преимущества в долгосрочной перспективе, которая использует детализированную методику прогнозирования электротехнического рынка, алгоритм которой успешно реализован автором при моделировании развития ситуации на российском рынке.

Основные методы прогнозирования рынка

В настоящее время для прогноза развития электротехнического рынка используются два основных метода прогнозирования. Первый основан на среднегодовых темпах роста потребления электротехнической продукции за исторический период времени и рассчитывается по формуле:

где: Qn — емкость электротехнического рынка в n-ном году;

Q2007 — емкость потребления электротехнической продукции в 2007 г.;

tср. — среднегодовые темпы роста за период 2000-2007 гг.

k — виды электротехнической продукции (трансформаторы, генераторы, электродвигатели и т.д.).

Данная методика расчета емкости электротехнического рынка учитывает особенности потребления за исторический период времени, которые переносятся и на рассматриваемый период прогнозирования. Понятно, что в рыночных условиях потребление электротехнической продукции в России может показывать высокую нестабильность. Причем волатильность спроса на отдельные виды электротехнической продукции может достигать до 30%. Таким образом, данная методика прогнозирования является оценочной, т.к. основывается на статистических данных за исторический промежуток времени и не учитывает изменение спроса в перспективе.

Второй метод прогнозирования основан на отраслевой структуре потребления, т.е. сегментирования различных видов электротехнической продукции по основным отраслям потребления за исторический и фактический интервал времени. При использовании данной методики учитываются следующие факторы:

  • поведение потребителей и производителей электротехнической продукции;
  • изменение отраслевой структуры потребления электротехнической продукции в перспективе;
  • развитие отраслей потребления электротехнической продукции.

Основным недостатком данной методики прогнозирования электротехнической отрасли является отсутствие учета влияния поставщиков сырья на рынок.

При прогнозировании электротехнического рынка автором предлагается использовать метод, учитывающий пять основных конкурентных сил в электротехнической отрасли. Далее более детально проанализируем данную методику прогнозирования.

Пример изменения отраслевой структуры потребления
Отрасль потребления За исторический период В перспективе
Виды эл. продукции Отрасль 1  Отрасль 2 Отрасль 3  Отрасль 1 Отрасль 2  Отрасль 3
Трансформаторы 50% 20% 30% 60% 20% 20%
Генераторы 25% 25% 50% 30% 30% 40%
Электродвигатели 35% 35% 30% 30% 35% 35%

Методика прогноза, учитывающая основные факторы в отрасли

Российская электротехническая отрасль в силу своей специфики в экономической жизни страны имеет ряд особенностей, связанных с деятельность предприятий в условиях рыночной (конкурентной) среды. Согласно концепции Портера, интенсивность и состояние конкуренции в электротехнической отрасли определяется совокупностью пяти сил, действующих на отрасль в системе «производитель - поставщик — производитель — потребитель — конкуренты — товары-заменители» (рис. 1).

Сила производителей электротехнической продукции определяет внутриотраслевую конкуренцию. Электротехническая отрасль достаточно слабо сконцентрирована по производителям, т.к. на рынке присутствует большое количество производителей. Внутри отрасли компании борются за долю на рынке, что формирует конкуренцию. Избыток производственных мощностей, существующий у лидеров российской электротехнической промышленности, мог бы приводить к усилению конкуренции на рынке. Однако у крупных производителей существует различная специализация по сортаменту и ориентация на определенных потребителей, рынки сбыта.

Сила поставщиков сырья и полуфабрикатов для производства электротехнической продукции оказывает значительное влияние на производителей. Например, в мировой практике существуют крупные производители электротехнической продукции, вертикально интегрированные с поставщиками сырья. В этом случае при прогнозе можно не учитывать слияние этого фактора. Однако на российском рынке наблюдается обратная картина, когда поставщики сырья оказывают значительное влияние по производителей электротехнической продукции.

Сила потребителей электротехнической продукции также оказывает значительное влияние, особенно со стороны крупных компаний (РАО ЕЭС). Данная сила характеризуется следующими факторами:

Ограниченное число крупных потребителей, в т.ч. государственных. Это может сказываться на закупочной цене и уровне сервиса.

Высокая финансовая обеспеченность (длинные банковские кредиты, собственные накопленные средства).

Высокие требования по качеству.

В российской электротехнической промышленности существует постоянная угроза появления новых конкурентов,которые могут отнять долю рынка у традиционных производителей. Поэтому при прогнозе необходимо учитывать планы по вводу новых мощностей.

Угроза появления товаров заменителей на электротехническом рынке не наблюдается, поэтому в целом сила оказывает слабое влияние на электротехническую отрасль.

Характерной особенностью российской электротехнической отрасли является ее горизонтальная интеграция,поэтому на электротехническую промышленность оказывают сильное давление, с одной стороны, поставщики сырья, а с другой — крупные потребители. Как результат,совокупное воздействие данных сил определяет стратегию дальнейшего развития отрасли. Таким образом, все действующие пять сил Портера формируют высокую конкуренцию в электротехнической отрасли, которые необходимо учитывать при прогнозировании развития рынка на долгосрочный период.

Работоспособность описанной выше методики прогнозирования была опробована автором при разработке модели для российского рынка электротехнических сталей (динамные и трансформаторные). Модель обладает следующими отличительными особенностями:

  • четкий алгоритм моделирования и прогнозирования рынка с учетом всех основных факторов (5 сил Портера);
  • новый инструмент для точного прогнозирования рынка;
  • сегментирование рынка по потребителям, поставщикам, производителям;легкость управления моделью;
  • автоматическая корректировка прогнозов после введения фактических данных и новой информации;
  • горизонт прогнозирования от 1 года до 10 лет;
  • модель помогает сформировать годовые и долгосрочные планы продаж;
  • оценка выручки от продаж (модуль прогноза цен и структуры затрат).

Евгений ДАНИЛОВ.