Номера

2017

2016

2015

2014

2013

2012

2011

2010

2009

2008

2007

2006

Главная / №4 (28) Июль-Август 2009 / Событие

Российская электроника сегодня

16 июля 2009 года при содействии Санкт-Петербургского государственного университета телекоммуникаций им. М. А. Бонч-Бруевича и по инициативе компании Макро Групп в Санкт-Петербурге состоялась международная научно-практическая конференция «Развитие российской электроники в настоящих условиях функционирования мировой экономики».

Свыше 150 представителей производственных предприятий, инжинириговых и консалтинговых фирм, компаний-разработчиков и дистрибьюторов собрались в аудиториях Санкт-Петербургского государственного университета телекоммуникаций имени М. А. Бонч-Бруевича, чтобы обсудить и сформулировать конкурентную экономическую модель российской электроники. Модель, которая устроила бы как производителей, так и потребителей, и государство.

«В ближайшие несколько лет остается надеяться только на государство в таких сегментах, как ГЛОНАСС, цифровое телевидение, спутниковая связь, авиаприборостроение, системы радиочастотной идентификации, медицинская техника», — комментирует ситуацию в отрасли Дмитрий Велес-лавов, председатель совета директоров ГК «Макро Групп», компании-организатора конференции. — «Проигрывающие сегменты рынка — бытовая электроника, торговое оборудование, охранно-пожарная сигнализация и системы доступа».

В отрасли электронных приборов и компонентов спрос, как и повсюду, формируется по двум направлениям: за счет потребителя и за счет государства. Кризис резко изменил структуру потребления электроники в России. В результате обостряется конкурентная борьба за конечных перспективных и платежеспособных заказчиков, меняются приоритеты и стратегии развития производителей, все участники рынка вынуждены более четко координировать свое взаимодействие. Меняется в текущей ситуации и роль государства — как заказчика продукции, так и регулятора рыночных отношений. Корректировке подлежат также роли и задачи высшей школы.

Докладом «Санкт-Петербург: электронная столица России» конференцию открыл кандидат экономических наук Виктор Леонидович Евтухов, председатель Комитета по законодательству Законодательного собрания Санкт-Петербурга.

Профессор Северо-Западного Политехнического университета Тимур Турсунович Палташев выступил с докладом «Развитие электронной индустрии: стратегия экономического преимущества».

Защите интеллектуальной собственности в области электроники и связи в России посвящено выступление Михаила Петровича Казачкова, управляющего партнера компании «Оверсиз Инжиниринг» (США).

Стратегические перспективы телекоммуникационной среды вуза XXI века очертил Алексей Валентович Ермаков, начальник Управления информатизации СПбГУТ.

С сообщением о ходе реализации проекта «Особые экономические зоны» выступил Михайлов Юрий Анатольевич, руководитель территориального управления Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами по Санкт-Петербургу.

Актуальные проблемы силовой электроники и электропитания затронул в своем докладе НИКИТИН Константин Константинович, д.т.н., профессор СПбГУТ, начальник отдела ОАО «Концерн «Океанприбор».

Работа конференции продолжилась обсуждениями по секциям — «Специальная и военная техника», «Беспроводные технологии и телекоммуникации», «Контрактинг и суб-контрактинг», «Инжиниринг».

В секции «Специальная и военная техника» предприятиями данного сегмента активно обсуждались существующие в данном секторе проблемы:

1. Отсутствие отечественной элементной базы и необходимость применения импортных комплектующих. Российские аналоги значительно уступают импортным по техническим и иным характеристикам.

2. Отсутствие в отрасли кооперации между государством и предприятиями и единого координирующего органа.

Департамент радиоэлектронной промышленности при Министерстве промышленности и торговли в настоящее время не выполняет функции координатора по техническим вопросам, не аккумулирует необходимую практическую информацию и пр. Единственным проводником информации (например, о параметрах пайки и ее режимах для бессвинцовых компонентов) остаются дистрибьюторы, но проблема разрозненности информации не решается.

3. Регулярное возникновение проблем в связи со снятыми с производства микросхемами, которые закладывались в изделие на стадии разработки. Каждые три года микросхемы обновляются, устаревшие снимаются с производства как раз в тот момент, когда у отечественных производителей оборудования развернуто массовое производство. Создание ЗИПов при этом не может быть выходом, поскольку является очень рискованным для предприятий капиталовложением.

Предприятия вынуждены искать необходимые комплектующие по разрозненным складам отдельных дистрибьюторов, не имея заранее никаких гарантий наличия искомых компонентов.

4. Зачастую используются коммерческие микросхемы, в целях экономии или в виду невозможности приобрести импортные микросхемы в керамических и иных корпусах, предназначенные для военных применений (действуют запреты этих стран на продажу таких компонентов).

5. Не обеспечивается должным образом информационная безопасность, так как на стадии закладки микросхемы не проверяются в соответствии с необходимыми требованиями. Процесс проверки закладки прописывается в ТЗ — не всегда соблюдается и носит скорее формальный характер. В условиях российской действительности проверить закладку представляется невозможным, в виду отсутствия технологии изготовления самой микросхемы. Максимум, что предприятия могут провести — это внешний контроль и климатические испытания.

Вторая сторона вопроса — дороговизна любых испытаний, в т.ч. климатических, поэтому основополагающим документом для разработчиков является лишь техническая документация на микросхему с указанием технических характеристик, по которому строится дальнейшая работа (указанные в технической документации характеристики принимаются на веру).

6. Отечественные производственные компании данного сегмента предпочитают сотрудничать с официальными дистрибьюторами (с наличием официальных соглашений с зарубежными производителями компонентов), поскольку в случае возникновения рекламаций технические вопросы решаются гораздо быстрее и легче.

В секции «Беспроводные технологии и телекоммуникации» основными темами обсуждения стали:

1. ГЛОНАСС: отсутствие в гражданском секторе конкурентных по техническим характеристикам и цене отечественных модулей по сравнению с западными — основная наша проблема, которую предприятия пытаются решать.

Предложение Минпромторга о вводе 50% пошлины на ввоз импортных модулей предприятия считают неэффективным решением проблемы, поскольку в таком случае у отечественных производителей не будет стимула снижать стоимость собственных модулей и совершенствовать их.

2. Большие надежды в данном секторе возлагаются на скорейший запуск системы ГЛОНАСС и на государственные контракты в гражданском секторе, такие как оснащение муниципального транспорта, различных ведомств. Это может послужить толчком к дальнейшему развитию данной отрасли.

3. Участники секции сошлись во мнении, что благодаря увеличению количества компаний, ведущих разработки чипсетов, и возросшей между ними конкуренции, стоимость чипсетов уже к середине 2010 года может снизиться до $50-30. При этом следует учитывать, что зарубежные производители тоже принимают в этом участие.

4. Перспективы развития технологии WiMax также видятся туманными без активной поддержки со стороны государства. Несмотря на то, что себестоимость технологии ниже, а ее возможности выше, из-за нехватки ресурсов основной владелец технологии — компания Скартел — не может конкурировать с «большой тройкой» GSM-операторов и более дорогой связью стандарта 3G.

По мнению участников секции, государство должно поддерживать WiMax -операторов, способствовать тому, чтобы конечный потребитель мог получать максимум услуг за те же деньги. В частности, не вести протекционистскую политику в пользу какой-то одной компании, выделять частоты для WiMax-операторов.

В секции «Контрактинг и субконтрактинг» участники сосредоточили внимание на четырех основных препятствиях развития данного сектора:

1. Общее технологическое отставание. Технологическое оснащение и мощности по сравнению с западными — устаревшие уже на момент их закупки. Соответственно получаемый уровень разработок — ниже уровня западных разработок — в этом одна из особенностей российского рынка (это закономерность, т. к. нельзя перескочить определенные этапы).

2. Отсутствие выгодных условий для осуществления сборки, в т.ч. высокие таможенные пошлины.

Участники секции сходятся во мнении, что пошлины на ввозимые готовые изделия должны быть выше, чем пошлины на отдельные комплектующие. В настоящее время все наоборот. В связи с этим осуществлять сборку изделий становится выгоднее в других странах, таких как Китай.

ОЭЗ в Калининграде расценивается участниками как препятствие для беспошлинного ввоза компонентов на территорию остальной России.

3. Отсутствие сопутствующей инфраструктуры, в том числе наработок по нормативному регулированию деятельности участников процесса мешает развитию контрактного производства в России.

Многих беспокоят вопросы присвоения технологий, в связи с чем предприятия не доверяют контрактным производителям, не стремятся им передавать весь процесс, боятся воровства идей.

Одновременно предприятия не в состоянии, в том числе финансово, обеспечить необходимое количество качественных разработок, так как это постоянные затраты на дорогостоящих специалистов в рамках собственного штата. Этот фактор также тормозит общий уровень развития разработок.

4. Отличная от мирового структура рынка контрактного производства в России.

Национальная особенность: авторы идеи стремятся сохранять авторство за собой и не передавать идею на использование сторонним компаниям под другими брендами, в отличие от западной модели, где такая практика широко распространена.

Примечательно отсутствие в России «настоящего» контрактного производителя, который мог бы выполнить весь цикл работ — от разработки до производства и сборки конечного изделия.

Таким образом, разрозненность компаний — одна сторона проблемы. Вторая сторона — дефицит инжиниринговых компаний, которые являются локомотивной силой всего рынка контрактного производства.

Выход предприятия видят в объединении как собственных усилий, так и усилий государства, в том числе в активном лоббировании интересов.

В секции «Инжиниринг» основой обсуждения являлись вопросы интеллектуальной собственности и правооблада-ния, которые во многом перекликались с вопросами секции «Контрактинг и субконтрактинг»:

1. Отсутствие в России понятия «Контрактное право» (см. п.3 в предыдущем разделе — отсутствие инфраструктуры нормативного регулирования).

2. Российские патенты за рубежом не воспринимаются всерьез.

3. Не отработаны процессы трансфера технологий, наблюдается недостаток соответствующих компаний в области консалтинга, тех, кто хорошо знал бы законодательство других стран, мог бы способствовать получению западных патентов, поиску инвесторов: нет компаний-посредников, в то время как на западе они существуют.

4. Отсутствие в нашей стране компетентных инжиниринговых компаний и недоверие к существующим, что ведет к консолидации усилий в рамках одного предприятия, и снижает эффективность в целом.

5. В соответствии с вышеизложенным, наши предприятия остро интересуют вопросы патентования изобретений и технологий, действия этих патентов за рубежом и в России, как решать споры с зарубежными компаниями в случае их возникновения как на территории России так и за рубежом. В том числе как будут решаться споры, если зарубежные разработчики по гражданству — русские.

Одним из наиболее конструктивных предложений по развитию рынка российской электроники стала идея Т. Т. Палташева по созданию целого ряда центров проектирования микросхем, которые могли бы локализоваться на базе высших учебных заведений и в особых экономических зонах. Уже сегодня начата работа по созданию центра проектирования СБИС (сверхбольших интегральных схем), который мог бы выполнять заказы по гражданской и военной электронике, в том числе иностранные. Под данный проект уже получен грант и начато обучение российских специалистов.

Таким образом,уже сегодня можно решать вопросы им-портозамещения в российской электронике. Тем не менее, для успеха необходима также политическая воля государства и готовность поддерживать создание подобных центров по всей России.

Сегодня одной из приоритетных задач стратегии развития отрасли является увеличение доли российских компаний на отечественном рынке электроники до 50% в среднесрочной перспективе. Исходя из общего вектора тематики докладов и секционных дискуссий конференции мы видим, что эта задача — амбициозная, но вполне выполнимая.

По материалам компании