Номера

2017

2016

2015

2014

2013

2012

2011

2010

2009

2008

2007

2006

Главная / №3 (33) Май-Июнь 2010 / Событие

Заводской сервис — источник дохода и энергобезопасности оборудования

Проблема заводского сервиса генерирующего оборудования, действующего на электростанциях, особенно в условиях его резкого старения, сегодня более чем актуальна. Об этом свидетельствует и повышенное внимание ключевых игроков энергетической отрасли, органов российской власти к совещанию, проведенному ОАО «Силовые машины» в апреле текущего года по согласованию с заместителем председателя Правительства РФ Игорем Сечиным.

Обсуждения, проходившие во время совещания, названного «Заводской сервис — важнейший компонент энергобезопасности генерирующего оборудования», а также в кулуарах, показали масштабность и многоплановость проблем, назревших в сервисно-ремонтном сегменте энергетического рынка и связанных со сложившейся системой отношений компаний-изготовителей и заказчиков. Об этом говорили участники встречи, представлявшие Госдуму РФ, Минэнерго, Ростехнадзор и Ростехрегулирование, ОАО «Рус-Гидро, объединенные и территориальные генерирующие компании, электростанции, ремонтные предприятия. Подчеркивалось, что до настоящего времени в Российской Федерации не создана нормативно-правовая база, регламентирующая принципы проведения технических ревизий и сервисного обслуживания действующего на электростанциях оборудования.

В то же время резкое старение эксплуатируемого оборудования обуславливает необходимость скорейшей выработки комплексных предложений по решению этой проблемы. По оценке заместителя председателя Комитета по промышленности Госдумы РФ Георгия Шевцова, в стране около 60% гидротурбин и систем автоматического управления гидроагрегатами выработало свой ресурс, а нормативные документы, определяющие порядок его продления, не выработаны. Аналогичная ситуация наблюдается в сфере эксплуатации генераторного оборудования: из 913 турбогенераторов мощностью свыше 60 МВт, установленных на отечественных электростанциях, более 50% выработало срок службы, порядок продления которого определяется стандартами, разработанными еще РАО ЕЭС без согласования с заводами-изготовителями.


Выступает (слева) руководитель Северо-Западного управления
Ростехнадзора РФ Григорий Слабиков, справа — директор по 
сервису ОАО «Силовые машины» Игорь Макаров

Вместе с тем сохранение некоторых процедур, сформированных в середине 1990-х годов, привело к активному использованию субъектами энергетической деятельности легальных условий продления срока эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений опасных объектов без участия проектировщиков и изготовителей оборудования.

Необходимо сделать упор на систему комплексного ремонтно-сервисного обслуживания оборудования, а также обеспечить переход к эксплуатации нового энергетического оборудования, что будет возможно только при консолидации всех участников рынка, подчеркнул в своем выступлении и.о. директора Департамента оперативного контроля и управления в электроэнергетике и мобподготовки в ТЭК Минэнерго РФ Анвар Каримов. «Надо переходить к новым стандартам комплексного сервисного обслуживания, принятым во всем мире и предполагающим полную ответственность производителей на про¬тяжении всего жизненного цикла оборудования», — заявил докладчик.

С необходимостью привлечения производителя к сервисному обслуживанию и продлению ресурса оборудования согласился и руководитель Северо-Западного управления Ростехнадзора РФ Григорий Слабиков, уточнив при этом, что зачастую проблемы возникают из-за отсутствия контакта между эксплуатирующей компанией и изготовителем оборудования. Кроме того, докладчик выразил уверенность в необходимости создания единой системы контроля по изготовлению и эксплуатации оборудования.

Заместитель председателя правления ОАО «РусГидро» Рах-метулла Альжанов предложил перейти от договоров поставки к договорам «под ключ» с более плотным участием надзорных органов, проработав при этом вопрос ответственности, поскольку проведение конкурса не всегда позволяет получить качественную услугу. Еще одним предложением представителя крупнейшей генерирующей компании России стал проект создания единой ремонтно-сервисной компании.

Впрочем, далеко не все выступающие говорили о необходимости повысить ответственность завода-изготовителя. Заместитель генерального директора по общим вопросам и обеспечению ОАО «ОГК-4» Юрий Калабин предложил для начала ответить на основополагающий вопрос, связанный с инвестициями: «Прежде чем говорить, что надо все модернизировать и заменить, следует подумать, кто за все это будет платить. Пока нет финансового источника для реализации всех планов». При этом докладчик усомнился в том, что надо повышать ответственность изготовителя: «На всех генерирующих предприятиях эксплуатируется масса вспомогательного оборудования, произведенного разными компаниями, и едва ли уместно «вешать» всю ответственность на один завод-изготовитель основного оборудования».

Финансового вопроса коснулся и директор по производству «Силовых машин» Александр Чернов, который отметил, что для замены оборудования необходимо выработать механизм возврата инвестиций. Впрочем, дело не только в этом механизме. По мнению Александра Чернова, если даже он и появится в краткосрочной перспективе, то промышленность не готова обеспечить все существующие потребности по модернизации и замене оборудования. Что же касается сервисного обслуживания, то директор по производству отметил, что считает оптимальным решением создание не сервисных подразделений в структуре завода-производителя, а системы сервисных центров и переход на долгосрочные сервисные договоры.

Кстати, в «Силовых машинах» сейчас ведется активная работа по созданию сети сервисных региональных центров. Эта деятельность была начата в прошлом году, и уже подписано несколько соглашений с ремонтными предприятиями в России по созданию таких центров.

На совещании к руководству «Силовых машин» с предложением организовать сервисную службу на базе возглавляемой им компании обратился генеральный директор ООО НПП «Харьковэнергоремонт» Александр Бендус. Он отметил, что сегодня конкуренция между производителями возрастает, и если упустить время, то в самом ближайшем будущем украинский рынок может быть уже закрыт.

Создание сервисных центров рассматривалось многими выступающими как возможность ощутимо снизить стоимость запасных частей, переложив их производство на партнеров. Комментируя этот аспект, заместитель генерального директора-директор по производству «Силовых машин» Олег Урнев отметил, что одним из важных направлений деятельности компании является расширение перечня альтернативных поставщиков и поиск стратегических партнеров в тех направлениях, где «Силовые машины» недостаточны сильны.

С сообщением о сложной ситуации с кадровым обеспечением ремонтного направления выступил главный специалист по ремонту электрических машин ООО «Петербургский энергетик» Герман Ростик. Докладчик посетовал, что ремонтный сектор превратился из подотрасли энергетики в непрофильный актив. Он отметил необходимость объединения ремонтных организаций с заводами и перехода на долгосрочные ремонтные контракты. Большой интерес участников совещания вызва¬ли выступления главных конструкторов по направлениям «Силовых машин», которые подробно рассказали об инновационных проектах по пакетам модернизаций паровых, гидравлических и газовых турбин, гидро- и турбогенераторов, инжиниринговому обеспечению сервиса. Главные конструкторы представили уникальные разработки, позволяющие повышать ключевые показатели работы оборудования. В целом, все доклады можно охарактеризовать метким замечанием главного конструктора паровых турбин «Силовых машин» Александра Лисянского: «Нет таких узлов, совершенствованием которых мы бы не занимались».

На правах ведущего резюмируя итоги совещания, директор по сервису «Силовых машин» Игорь Макаров подчеркнул, что крупной компании действительно трудно конкурировать в части производства запчастей, но основное преимущество «Силовых машин» заключается в качестве. Прежде чем выйти с предложением по поставке запчастей, конструкторы ведут детальную проработку, поднимая всю документацию по турбине или по генератору во избежание возможных нестыковок — понятно, что такая работа требует времени. Игорь Макаров обратился к представителям генерирующих компаний с просьбой заранее составлять свои ремонтные планы: «Обычно получается так, что в феврале объявляется тендер, на проведение которого выделяется два дня, а уже в марте нужны запчасти».

Следует отметить, что в «Силовых машинах» создан сервис-склад, где хранятся запчасти на случай непредвиденных ситуаций. Разработана и реализуется масштабная программа по сокращению непроизводительных расходов с целью обеспечения гибкости тарифной политики.

Согласно поручению заместителя председателя Правительства РФ Игоря Сечина, протокол и меморандум, выработанные по итогам совещания и согласованные со всеми его участниками, будут направлены в Министерство энергетики РФ для дальнейшей проработки.

Иван ДЕНИСЕНКО