Номера

2017

2016

2015

2014

2013

2012

2011

2010

2009

2008

2007

2006

Главная / №3 (39) Май-Июнь 2011 / Есть мнение

Вернем выплеснутого ребенка! (о возрождении системы информационного обеспечения инженерной деятельности)

Одним из наглядных примеров начавшейся в 90-ых годах коммерциализации стали общественные туалеты, стремительно превратившиеся в «кооперативные». Как это повлияло на санитарное состояние наших городов — всем известно... Примерно то же самое произошло и с системой обеспечения нормативной и научно-технической информацией. Только результатом стало отнюдь не зловоние, а резкое падение уровня технических решений и рост числа техногенных инцидентов, в том числе — с гибелью людей и большим материальным ущербом.

Любая деятельность в области техники регламентируется огромным количеством нормативов. Это государственные и отраслевые стандарты, правила, руководящие указания и т.п. В последнее время к ним добавились Технические регламенты, международные нормативно-технические документы. Количество их растет, они постоянно меняются, следуя за ускоряющимся техническим прогрессом. Растет и объективная потребность в новых нормативных и методических материалах, которые отражали бы современные достижения технической мысли и практики, прогресс в создании нового оборудования, новых технологий строительства и монтажа. Кроме того, с гигантским ускорением технического прогресса лавинообразно растет потребность в актуальных информационных материалах о новом оборудовании и технологиях, методических материалах для проектирования, монтажа и наладки. В то же время, на сегодняшний день ситуацию с информационным обеспечением инженерной деятельности можно охарактеризовать как весьма мрачную.

Во-первых, практически рухнула прежняя система централизованной разработки технических нормативов и методической поддержки инженерной деятельности. Многие прежние, поистине легендарные, головные отраслевые институты либо резко сократили свою деятельность (Тяжпромэлектропроект), либо вовсе прекратили существование (ВНИИпроектэлектромонтаж).

Во-вторых, точно так же развалилась система центров научно-технической информации. Сегодня разработчики и издатели НТИ пытаются сами продавать конечному потребителю свои продукты. При этом естественно, что цены, которые отражают реальные затраты разработчиков, часто оказываются непомерны для мелких потребителей, да и крупные организации тоже не стремятся тратиться на «бумажки».

В-третьих, распад многих крупных проектных организаций, их постоянные реорганизации с «оптимизацией расходов» — все это зачастую повлекло разрушение их внутренней службы НТИ, утрату профессиональных кадров, которые должны сочетать в себе качества технического специалиста своей отрасли, библиотечного работника и архивиста.

В-четвертых, из осколков прежних проектных институтов возникло множество разрозненных и конкурирующих между собой мелких проектных контор, каждая со своим «карманом». Ни одна из них в отдельности не может содержать полноценную службу НТИ: как по причине ощутимой дороговизны этого
«удовольствия», так и «по недостатку людей, для оного дела умом пригодных» (цитата из указа Петра Великого), а обмениваться между собой — «жаба душит».

Теряют от этого все. Автор на своем опыте познал, как мучаются инженеры-практики, бегая по знакомым или роясь в интернете в поисках нужной информации, и зачастую вынуждены пользоваться устаревшими, но находящимися «под рукой» пособиями и типовыми проектами. В результате, заказчики получают устаревшие технические решения и головную боль с их реализацией, поскольку в такие проекты, зачастую, попадают оборудование и материалы, уже снятые с производства. Производители новой техники терпят убытки из-за того, что проектировщики и потенциальные потребители не знают об их продукции. Процветает «пиратство», подрезающее крылья разработчикам новых материалов.

Автору могут возразить: сейчас «рулит» интернет! Так, да не так: в свободном доступе в интернете выложено далеко не все, что нужно, например, добросовестному проектировщику, за все самое «вкусное» нужно платить, и иной раз немало. И начинаются уговоры начальства: купите, Христа ради, диск за 700 рублей! А в ответ: «Ты что, придумать или украсть не можешь? Что же ты за специалист тогда?» Плюс к этому потери времени и угроза срыва сроков сдачи работы, что иной раз более критично, чем денежные затраты. Поэтому кто-то идет и покупает на свои кровно заработанные, а кто-то, махнув на все рукой, «высасывает» недостающую информацию из пальца и «лепит» халтуру в расчете на авось. Кроме того, поиск информации в интернете отнюдь не так быстр и комфортен, как это нужно для практической работы с добываемой информацией. Это особенно ощутимо в проектном деле, когда объем необходимых справочных данных, как правило, велик и разнороден, да вдобавок заранее неизвестно, есть они или их пока нет в природе, и если есть — то где их искать.

Что же делать? Возвращаться к прежней — государственной — системе разработки и распространения НТИ? Это уже нереально, да и навряд ли это лучший выход.

Опыт технически передовых стран показывает, что функции информационного обеспечения профессиональной деятельности, в том числе разработку технических нормативов, там выполняют профессиональные сообщества через соответствующие структуры. В нашей стране также есть возможность пойти по тому же пути с использованием относительно нового механизма — саморегулируемых организаций (СРО).

Существует известное «правило черной семерки», которое применительно к данной ситуации звучит примерно так: любая инженерная ошибка, не исправленная на той стадии, где была допущена, при переходе на следующую стадию увеличивает ущерб от нее в среднем в семь раз.

Как следует из главы 6.1 Градостроительного кодекса РФ, вся деятельность по созданию и обслуживанию объектов энергетики, которая не подлежит лицензированию, должна осуществляться только членами СРО, на которые возлагается, в частности, обязанность негосударственного контроля за соблюдением своими членами правил выполнения работ и оказания услуг. Но для того, чтобы требования выполнять, нужно их знать. Поэтому было бы вполне логично, если бы те же СРО взяли на себя функции доведения до своих членов той информации, которая необходима им для качественного выполнения работ (оказания услуг), в том числе — своевременно снабжать их актуальными государственными и отраслевыми техническими нормативами, новыми руководящими и методическими материалами, информацией о новых изделиях. Но можно пойти по этому пути и дальше. Согласно статье 24 Федерального закона от 1 декабря 2007 года № 315-ФЗ«О саморегулируемых организациях», СРО могут объединяться в различные союзы и ассоциации, как территориальные, так и отраслевые, для решения общих задач. Поэтому имеется принципиальная возможность образовывать при таких структурах специализированные территориальные центры НТИ, а также отраслевые и межотраслевые центры для разработки новых нормативных и методических материалов. А поскольку членство в СРО для лиц, осуществляющих определенные виды деятельности, является обязательным, то и финансирование «снизу вверх» такой структуры по разработке и распространению НТИ за счет взносов членов СРО также становится вполне надежным, а заодно и прозрачным — через внутренние демократические процедуры СРО и их ассоциаций. Таким образом, можно было бы «убить двух зайцев»: обеспечить устойчивое финансирование работ по разработке новых документов и существенно уменьшить «распил» направляемых на это средств.

Чтобы инициировать этот процесс, было бы весьма желательно внести соответствующие дополнения в законодательство. Например, в статью 55.4 Градостроительного кодекса РФ можно было бы внести требование к таким СРО об обязательном информационном обслуживании своих членов по тем направлениям деятельности, которые входят в сферу компетенции данной СРО, в части технических нормативных и методических материалов, поддержании базы этих материалов в актуальном состоянии, пропорциональном участии в организации и финансировании разработки новых нормативных и методических материалов по соответствующей отрасли.

Разумеется, такая деятельность потребует финансирования, и немалого. Но в результате неизбежно повысится качество работы членов СРО, и поэтому имеются принципиальные предпосылки для снижения риска причинения ущерба конечным потребителям их услуг. Соответственно, могут быть снижены нормативы отчислений в компенсационные фонды СРО и взносы в систему страхования гражданской ответственности их членов.

Существует известное «правило черной семерки», которое применительно к данной ситуации звучит примерно так: любая инженерная ошибка, не исправленная на той стадии, где была допущена, при переходе на следующую стадию увеличивает ущерб от нее в среднем в семь раз. А ведь информационное обеспечение инженерной деятельности осуществляется на всех стадиях, включая самые начальные, где цена ошибки крайне высока. Поэтому, если смотреть теоретически, затраты на информационное обеспечение инженерной деятельности — при правильной организации этого дела — должны быть многократно меньше вероятного ущерба от инженерных ошибок, обусловленных отсутствием нужной информации в нужное время в нужном месте. Одним словом — дело это принципиально выгодное и заслуживающее самого пристального внимания.

Таким образом, имеются определенные экономические, правовые и организационные предпосылки для возрождения — на новой основе — стройной системы разработки и распространения нормативных и методических материалов, необходимых для качественного осуществления технической деятельности. Теперь дело за «малым»: двигаться в этом направлении.

Л. ЛЕРМАН,
инженер-электрик
Нижний Новгород
[email protected]