Номера

2017

2016

2015

2014

2013

2012

2011

2010

2009

2008

2007

2006

Главная / №3 (69) Май-Июнь 2016 / ОКОЁМ

Футбол с «подогревом»

В 70-х гг. прошлого столетия на майках игроков немецкого клуба «Айнтрахт Брауншвейг» появилось изображение головы оленя с крестом между ветвистых рогов — логотипом ликера «Егермейстер» компании Mast-Jagermeister, которая за весьма приличные деньги стала титульным спонсором команды. Тот опыт положил начало целому бизнес-направлению и сегодня форма без известного бренда или торговой марки, скорее, исключение. Возможность стать более узнаваемыми посредством футбола не упускают самые разные организации, в том числе и энергетические. Оказалось, что интерес к игре №1 со стороны дающих тепло и свет весьма велик.

Россия

Самый громкий российский контракт последних лет в России подписан в середине 2013 года. «Россети» и ПФК ЦСКА заключили спонсорское соглашение сроком на пять лет. Одна из крупнейших в мире государственных электросетевых компаний была готова ежегодно расставаться с 4 млрд рублей, чтобы стать частью истории одного из лучших отечественных клубов. Однако весной 2014 г., в связи с «заморозкой тарифов», сумму сделки скорректировали в сторону уменьшения вместе с изменениями структуры финансирования. Точные цифры общественности не известны, но статус титульного спонсора по-прежнему остается за сетевиками.

«ЦСКА» — «Зенит». Два энергобренда в одном матче

Немногим позднее нового титульного спонсора обрел ФК «Ростов». Компания «Энергосбыт Ростовэнерго», принадлежащая независимому энергосбытовому холдингу «ТНС энерго», окажет финансовую поддержку клубу минимум до сезона 2017-18 гг. Соответствующий логотип на форме игроков появился в весенней части текущего чемпионата страны. Группа компаний «ТНС энерго» управляет десятью энергосбытовыми компаниями, обслуживающими потребителей в 11 регионах Российской Федерации, и обеспечивает электроэнергией два десятка миллионов человек, т.е. свыше 10% населения России.

Так выглядит форма ФК «Ростов», начиная с сезона 2013-14 гг.

В далеком 1995 году чемпионом страны стал ФК «Спартак-Алания» из Владикавказа. Казалось бы, такой успех послужит фундаментом для дальнейшего роста и интереса со стороны спонсоров. Однако этого не произошло, и постепенно клуб погряз в долгах. Не спасла ситуацию и поддержка «РусГидро». Подписанное в 2012 г. трехстороннее соглашение между энергетической компанией, Республикой Северная Осетия - Алания и ФК «Алания», продержалось до конца 2013 г. В итоге, команда заняла последнее место, покинула премьер-лигу и обанкротилась. За время взаимодействия из бюджета «РусГидро» было выделено около 40 млн долл.

И все же, самая масштабная деятельность на футбольных полях не только России, но и Европы принадлежит «Газпрому». Начиная с 2005 г., энергетический гигант оказывает поддержку ФК «Зенит». В последние годы, по оценке генерального директора клуба Максима Митрофанова, бюджет питерцев составляет примерно 150 млн евро в год, а непосредственно от спонсора в клуб приходит около 100 млн евро.

С 2010 г. энергохолдинг поддерживает многократного чемпиона Сербии ФК «Црвена звезда», не забывая развивать и молодежку сербского клуба.

Список футбольных дел «Газпрома» можно продолжать сотрудничеством с ФК «Челси» в качестве энергетического спонсора и многолетним присутствием на форме игроков «Шальке 04». Однако, если срок действия соглашения с аристократами уже истек, то бун-дестим и по сей день живет только благодаря российской компании. Об этом речь пойдет чуть позже.

Украина и Казахстан

В странах бывшего Союза тоже есть свои примеры. С 2004 г. в течение двух сезонов титульным спонсором киевского «Динамо» выступал «Энергохолдинг». Официальная страница клуба в «Википедии» говорит, что это ООО «Газпром Энергохолдинг» — российская компания, управляющая энергетическими активами «Газпрома». Однако в пресс-службе 100%-ой дочки газового монополиста заявили, что никогда не поддерживали украинский клуб. Вероятно, именно по этой причине Energoholding (на майках использовалось англоязычное написание) в сети называют загадочным спонсором.

Форма ФК «Динамо» (Киев) в сезоне 2004-05 гг.

В 2013 году у харьковского «Металлиста» появился титульный спонсор в лице Восточно-Европейской топливно-энергетической компании (ВЕТЭК) — структуры, принадлежащей на тот момент президенту «Металлиста» и собственнику клуба Сергею Курченко. Логотип «ВЕТЭК» размещался на футболках игроков команды в матчах внутреннего чемпионата и Кубка Украины, а в ходе европейских футбольных турниров использовалась англоязычная версия — VETEK.

У Курченко были далеко идущие планы по развитию клуба, однако сбыться им помешала политика. В 2014 г. денежные средства и недвижимое имущество, принадлежащие ООО «ВЕТЭК» и ФК «Металлист» были арестованы, а сам бизнесмен объявлен в международный розыск.

Форма ФК «Металлист» для международных турниров

ФК «Кайрат» из числа команд, знакомых многим болельщикам со времен СССР. В 2012 году основным собственником клуба с 70%-й долей участия становится «КазРосГаз». Энергетическое товарищество осуществляет поставки газа на внутренний рынок Казахстана посредством встречных поставок. Подобный механизм обеспечения достигается путем замещения российского газа, потребляемого Костанайской областью, узбекского и туркменского газа, потребляемого южными регионами Казахстана, аналогичными объемами переработанного карачаганакского газа. Средства, которые пришли вместе с новым собственником, позволили вести более активную трансферную политику. В 2015 г. контракт с «Кайратом» подписал Анатолий Тимощук, а совсем недавно в майке с надписью «KazRosGaz» начал играть Андрей Аршавин.

Логотип «KazRosGaz» теперь и на футболке А. Аршавина

Европа

Самой настоящей сенсацией можно назвать последнюю новость из Голландии. И дело тут вовсе не в деньгах. После 34 лет сотрудничества между ФК ПСВ и компанией Philips, последняя перестает быть титульным спонсором клуба с 1 июля 2016 года.

Новое трехлетнее соглашение заключено с энергетической компанией Energiedirect.nl, которая специализируется на поставках газа и принесет ПСВ 6 млн евро за сезон плюс бонусы, привязанные к спортивным результатам команды. Таким образом, Philips уходит с футболок, хотя остается с ПСВ: вместе с окончанием предыдущего контракта сразу подписан новый сроком на 10 лет.

На гербе этого испанского клуба красуется летучая мышь, однако игроков команды называют лягушками. Такое не очень звучное прозвище не помешало руководству «Леванте» договориться с компаний East United. Как писали СМИ, переговоры шли сложно, но в итоге стороны ударили по рукам. East United имеет весьма разноплановый бизнес, куда входят электроэнергетика, сделки с недвижимостью и является солидным игроком с филиалами за пределами страны. В частности, австралийская дочка, с которой во избежание налоговых штрафов и оформлен контракт, обеспечивает электроэнергией примерно полмиллиона жителей.

Игроков «Леванте» поддерживает компания East United

Совсем недавно представители энергетического сектора в Италии больше всех тратили на один клуб. Сегодня ситуация выглядит иначе, да и в целом, в сезоне 2015-16 гг., у половины команд («Сампдория», «Фиорентина», «Рома» и др.) вообще нет титульных спонсоров. И все же SuisseGas Italia нашла средства, чтобы рекламировать себя на майках «Аталанты». Компания образована лишь в 2008 г. и занимается поставками природного газа конечным потребителям.

В сезоне 2015-16 гг. «Аталанта» вместе со SuisseGas Italia

В Англии еще вчера на слуху (как и на виду) были сразу два энергобренда: Npower и Е.Оп. Первый в 2010 г. стал титульным спонсором всей Футбольной английской лиги и чемпионата в целом, который до 2013 г. так и назывался — Npower чемпионат. С 2006 по 2010 гг. у Кубка Англии также был свой спонсор в лице компании Е.Оп. Ежегодно энергетики отчисляли в казну Футбольной ассоциации Англии около 8 миллионов фунтов.

«В футбол играют 22 человека, а побеждают всегда немцы» — крылатая фраза Гари Линекера означает, что речь пойдет о командах бундеслиги. Примеров здесь хоть отбавляй, поэтому остановимся лишь на самых узнаваемых.

Долгое время титульным спонсором «Нюрнберга» была компания Areva, но в 2012 г. руководство последней решило уйти в «тень», убрав свой логотип с футболок. Однако сотрудничество сторон продолжается: энергетики теперь спонсоры третьего ранга со скромным бюджетом 150 тыс. евро в год. Для «Аревы», осуществляющей планирование и изготовление атомных электростанций, их снабжение ядерным топливом футбол остается важной частью собственной политики развития.

С 2009 г. длится сотрудничество ФК «Майнц 05» с поставщиком энергии Entega AG, который платил 4,5 млн евро за сезон, собираясь делать это до 2017 г. Казалось, что за время сотрудничества надпись «entega» стала неотъемлемой частью формы игроков «Майнца». Тем не менее, и здесь произошла смена титульного спонсора: теперь на майке логотип производителя окон, a Entega AG, в свою очередь, значительно уменьшила отчисления в пользу клуба, став спонсором третьего ранга.

Форма ФК «Майнц» в сезоне 2014-15 гг.

В 2014 г. был проведен опрос узнаваемости брендов титульных спонсоров бундеслиги. На третьей строчке оказался партнер дортмундской «Боруссии» компания Evonik с узнаваемостью 28%. Evonik Industries AG — немецкий концерн, эксплуатирующий в Германии девять электростанций на каменном угле и две электростанции, обеспечивающие энергией нефтеперерабатывающие заводы. За пределами страны у Evonik Industries есть угольные электростанции в Колумбии, Турции и на Филиппинах суммарной мощностью 10 000 МВт и еще 8000 МВт в Германии. Последний договор с «Боруссией» компания заключила до лета 2016 года и будет отчислять клубу 12 млн за сезон.

Evonik отчисляет «Боруссии» 12 млн евро за сезон

И снова к нашему «национальному достоянию», которое уверенно преодолело границы отдельно взятой страны. Бренд «Газпрома», с которым сотрудничает гельзенкирхенский «Шальке-04», оказался на четвертой позиции вышеупомянутого опроса с узнаваемостью 27%. «Газпром» спонсирует «Шальке» с 2007 года. В среднем команда получает от спонсора примерно 14 млн евро в год. В случае побед в крупных турнирах, футболистам полагаются премии, и в целом их размер может увеличиваться до 25 млн евро. Недавно стороны продлили новый контракт на улучшенных условиях до 2017 года, что является самым прибыльным контрактом в истории «Шальке».

«Газпром» и «Шальке» будут вместе минимум до 2017 г.

PS: Выше приведены примеры топовых чемпионатов Старого Света. Наверняка, похожие истории есть и в Румынии, Чехии или Венгрии — надо лишь тщательно погуглить наш самый популярный поисковик, который, как оказалось, тоже имеет отношение к теме: почти год на футболках турецкого «Фенербахче» красуется надпись Yandex. Так и хочется воскликнуть: «А «Уфу» или «Мордовию» слабо?!».

Анастасия КРАВЕЦ